Детский туризм

Детский отдых

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения Центр гигиены и эпидемиологии в Ямало-Ненецком автономном округе Многие турфирмы оказывают туристские услуги по отдыху детей в летних оздоровительных учреждениях. При оказании таких услуг допускаются многочисленные нарушения как санитарных требований, так и требований потребительского законодательства. Это создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, имуществу детей, подростков и их представителей.

Существует несколько наиболее распространенных схем договорных отношений, возникающих при реализации тура (путевки) для отдыха несовершеннолетних: администрация города (района) участвует в распространении путевок, частичная оплата стоимости которых возмещается из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

Как правило, путевка оформляется турфирмой и выдается представителям администрации; организации, в которых работают родители, приобретают туры (путевки) для отдыха детей сотрудников; договор туроператором/турагентом заключается с учебным учреждением. При этом законные представители детей поручают школе заключить договор с туристской организацией. Как правило, в таких случаях руководителями группы выступают преподаватели.

Туры и путевки

Представители несовершеннолетних (родители, опекуны, попечители или иные лица на основании доверенности) независимо от структуры складывающихся при реализации тура (путевки) взаимоотношений в соответствии с существующим законодательством должны быть ознакомлены с условиями договора, необходимой информацией об исполнителе и туре.

Бывают случаи, когда при распространении туров через администрации городов, районов, организации, в которых работают родители, а также образовательные учреждения, туроператором/турагентом письменные договоры не составляются, необходимая информация представителям потребителей, предусмотренная ст. 6, 10, 14 Закона РФ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации, ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ О защите прав потребителей, ГОСТ Р 50690-2000, не предоставляется.

Иногда организациями заключаются договоры, в которых отсутствуют необходимые сведения, содержатся условия, ущемляющие установленные законом права потребителей. Так, в договоре может отсутствовать информация: — программа пребывания, маршрут путешествия, время начала и окончания путешествия; — порядок встречи, проводов и сопровождения туристов.

Указывается только слово трансфер, без разъяснения, каким именно образом осуществляются встреча, проводы и сопровождение туристов; — о минимальном количестве туристов в группе, сроке информирования туристов о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы. Сведения о цене тура, указанной в иностранной валюте; об освобождении туристской организации от ответственности при наступлении последствий участия туриста в мероприятиях, связанных с повышенным риском (купание, аттракционы и т.д. ).

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом (родителем, опекуном, попечителем или иным лицом по доверенности) туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней после получения претензии. Если претензия в течение 10 дней не будет удовлетворена, то турист вправе обратиться в суд.

1 января 2007 года прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Подразумевается, что права туристов в достаточной мере защищены российским законодательством. Новый закон от 05. 02.

07 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации, вступивший в силу с 1 июня 2007 года, устанавливает ответственность туристических компаний перед своими клиентами через систему финансовых гарантий. Каждому туристу гарантируется возврат денежных средств за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором, а также возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором принятых на себя обязательств.

Теперь все туроператоры должны иметь финобеспечение в виде оплаченной банковской гарантии или заключенного договора страхования ответственности и должны зарегистрироваться в едином Реестре, который в электронном виде ведет Ростуризм. Основанием для соответствующих выплат является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, если это является существенным нарушением условий договора.

Неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в турпродукт услуг по перевозке (например, за задержку чартерных рейсов) и (или) размещению; наличие в турпродукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности турпродукта. Выплата страхового возмещения производится страховщиком по письменному требованию туриста при наступлении страхового случая.

В ситуации с банковской гарантией для предъявления требования необходим письменный отказ туроператора о возмещении реального ущерба. Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

полное и сокращенное наименования, фактический и почтовый адрес, реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, место нахождения и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе и его полномочиях в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; информация о потребительских свойствах туристского продукта: о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в месте временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; сведения об основаниях, порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии. иные условия договора определяются по соглашению сторон. Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указываются в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является неотъемлемой частью договора.

полное и сокращенное наименования, место нахождения и почтовый адрес турагента; информацию о том, что лицом, оказывающим туристу услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информацию о возможности для туриста в случае возникновения обстоятельств нарушения договора обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Турист вправе требовать от туроператора или турагента оказания ему всех услуг, входящих в тур, независимо от того, кем эти услуги оказываются. Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (они должны быть указаны в договоре). Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.

о правилах въезда в страну и выезда из страны/места временного пребывания, включая сведения о необходимости для этого визы; об основных документах, необходимых для въезда и выезда из страны временного пребывания; об опасностях, с которыми турист может встретиться во время путешествия; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах; о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся в месте временного пребывания, куда турист может обратиться в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случае возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста; об адресе и номере контактного телефона в месте временного пребывания руководителя группы несовершеннолетних туристов в случае выезда группы без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей; об иных особенностях путешествия. Туристы, предполагающие совершить путешествие в страну временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны пройти профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней после получения претензии. Если претензия в течение 10 дней не будет удовлетворена, то турист вправе обратиться в суд.