Пятница, 19 Январь 2018   Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Популярно
22:32, 14 августа 2013

 


 

ТУРЦИЯ, Турецкая Республика, государство на Ближнем Востоке. Бльшая часть ее территории находится в Азии (Анатолия, включающая п-ов Малая Азия), а меньшая в Европе (Восточная Фракия). Эти части разделены проливом Дарданеллы (длина 64 км), Мраморным морем и проливом Босфор (32 км), которые имеют важное стратегическое значение и образуют водный путь, соединяющий Черное море со Средиземным. Современная Турция, чьим предшественником была 600-летняя Османская империя, появилась на политической карте мира после Первой мировой войны Турция раскинулась с запада на восток примерно на 1450 км, а с севера на юг на 480 км.

Сухопутная граница имеет длину 2628 км, а береговая линия 7168 км. Европейская часть страны, площадью 23 764 кв. км, граничит на севере с Болгарией, омывается водами Черного моря и пролива Босфор на востоке и Мраморного моря и пролива Дарданеллы на юге, а на западе соседствует с Грецией и обладает выходом к Эгейскому морю. Азиатская часть Турции, площадью 755 688 кв.

км, на севере широким фронтом обращена к Черному морю и граничит с Грузией и далее на восток с Арменией, на очень малом протяжении с Азербайджаном, с Ираном, а на юге с Ираком и Сирией. Южные рубежи образованы в основном Средиземным морем, западные Эгейским морем. Население страны в 2003 составляло 70,7 млн. человек и на 90% размещалось в ее азиатской части.

Столица государства Анкара. Рельеф местности. Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Выделяют 5 орографических областей.

Причерноморье (Понтийские горы). В рельефе доминируют Понтийские горы (хребты Кюре и Илгаз), которые протягиваются вдоль побережья в восточном направлении. В большинстве случаев речные долины в своих средних частях относительно широки и открыты, в низовьях рек сужаются до глубоких ущелий. Нависающие над побережьем Понтийские горы уже на расстоянии в 30 км от моря достигают уровня 18502150 м, повышаясь к востоку от Синопа до 30003700 м.

Очертания побережья Черного моря, хотя и не прямолинейные, но сглаженные, мягкие, обусловили отсутствие хороших естественных гаваней. Единственный залив находится между Синопом и Самсуном. Вдоль берега простирается равнинная полоса шириной в несколько километров. В ряде мест она разделена горными отрогами, непосредственно выходящими к морю.

Побережья Эгейского и Мраморного морей (Эгейская Анатолия). Этой области свойственны значительно меньшие высоты, чем Причерноморью. Ее прибрежная полоса сильно изрезана, осложнена многочисленными заливами и каменистыми полуостровами и включает множество островов; глубоко вдающиеся в берег бухты обеспечивают доступ во внутренние районы. Побережье пересечено горными кряжами, открытыми в сторону Эгейского моря, которые вдаются в него в виде мысов.

Участки между ними заняты низкими плоскими аллювиальными долинами. В целом горные гряды ниже на западе области (300450 м). К востоку они поднимаются в среднем до 15001850 м, отдельные вершины достигают 3050 м. Межгорные понижения заняты широкими плоскими долинами рек, таких, как Гедиз и Большой Мендерес.

Почвы местных низменностей принадлежат к числу самых плодородных в стране. Средиземноморские береговые равнины и горы Тавр. Простираются от порта Фетхие на западе к окрестностям города Малатья на востоке. В рельефе этой территории господствуют хребты Западный и Центральный Тавр.

Непосредственно к побережью примыкают равнины. На востоке области вздымаются цепи Антитавр, расположенные между основанием залива Искендерун и Малатьей. Самый мощный из хребтов Центральный Тавр, отдельные вершины которого достигают 3700 м. Западный Тавр и Антитавр не только ниже, но и слабее расчленены; их максимальные отметки достигают 3000 м.

Хребет Западный Тавр идет на северо-восток от Фетхие к оз. Эгридир, где резко поворачивает на юго-восток и вновь выходит к морю у города Силифке. Внутри этого треугольника заключена небольшая заболоченная низменность Анталья, лежащая у основания одноименного залива. Она обособлена от внутренних районов сильно изрезанными горными грядами, с южных склонов которых стекают короткие быстрые потоки.

Хребет Центральный Тавр протягивается от побережья близ города Силифке на северо-восток к городу Кайсери, расположенному в глубине страны, где заканчивается горой Хынзыр (2960 м). В отличие от Западного Тавра, Центральный Тавр расчленен на отдельные участки реками, впадающими в Средиземное море. Прорезая ущелья с крутыми склонами, они образуют вполне доступные проходы через Центральный Тавр. Особенно известны Киликийские Ворота один из наиболее удобных путей из Восточного Средиземноморья в Анатолию.

Горы Антитавр сформированы системой параллельных хребтов, лежащих к юго-востоку от Центрального Тавра. С юга к ним примыкают плоскогорья и равнины юго-восточной Турции и северной Сирии. Два отрога Антитавра, хребты Мисис и Аманус, охватывают соответственно с севера и юга единственный глубоководный залив на Средиземноморском побережье страны Искендерун. У северо-восточной оконечности Средиземного моря расположена аллювиальная Аданская равнина (Чукурова), образованная реками Сейхан и Джейхан, стекающими с гор Тавр и Антитавр.

Это один из ведущих в сельскохозяйственном отношении районов Турции. занимает внутренние районы центральной части страны. Плоскогорье, поднятое в среднем на 9001500 м, окружено горами, которые возвышаются над ним, кроме его западной периферии, на 6001200 м. Изначально слабоволнистая поверхность была изрезана в результате развития речной эрозии, которой наименее подвергся водосборный бассейн бессточного оз.

Туз, лежащего на высоте 900 м. На севере плоскогорья сбросовые явления привели к образованию горных массивов, рассеченных многочисленными долинами рек, текущих в Черное море. Рельеф разнообразят вулканические конусы с застывшими лавовыми потоками. С ростом средних высот в восточном направлении приблизительно на 300 м Анатолийское плоскогорье постепенно переходит в Восточно-Анатолийское (Армянское) нагорье, которое начинается у города Сивас.

Эта область отличается особенно сложным орографическим рисунком. Беспорядочно простирающиеся хребты соединяются на крайнем востоке страны с горными цепями Загроса и Азербайджана. Венчает данное скопление гор вулканический конус Большого Арарата (5137 м, самая высокая точка Турции). Собственно плоскогорье занимает узкую полосу территории, большая часть поверхности которой погребена под толстым слоем лавы, и включает несколько котловин тектонического происхождения с относительно пологим рельефом.

В самой обширной из них, на высоте 1720 м, расположено соленое бессточное оз. Ван. В восточной части Турции, где возвышаются несколько горных пиков, достигающих 37004300 м, берут свое начало такие реки, как Тигр, Евфрат, Аракс и Кура. У южной границы страны, близ города Диярбакыр, пролегает северная окраина пустынного Сирийского плато.

Местность плавно понижается к югу, но расчленена глубоко врезанными речными долинами, кое-где поднимаются низкие кряжи, так что площадь равнинных участков невелика. Климат. На территории Турции климат сильно варьирует от места к месту, в целом же климатическое районирование совпадает с орографическим. Субтропический переходный климат.

Побережье Черного моря и нижние части склонов Понтийских гор имеют климат, переходный от средиземноморского к влажному субтропическому. Мягкий его характер обусловлен влиянием морских воздушных масс и защитной ролью гор, препятствующих проникновению на побережье холодных атмосферных потоков из внутренних районов страны. В наиболее холодный месяц года средние температуры составляют 47 С, в самый жаркий (обычно это август) 2024 С. Суточные колебания температур редко бывают резкими.

Осадков достаточно: от 635 мм в год на западе до более 2500 мм на востоке. Они выпадают во все сезоны, но преимущественно с октября по март. Субтропический средиземноморский климат. Побережье Эгейского и Средиземного морей имеют типично средиземноморский климат с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой.

Обычно на один-три летних месяца приходятся менее 25 мм осадков. Их среднегодовая сумма в прибрежной полосе вышеназванных морей и Мраморного моря достигает 500750 мм, во внутренних районах 380500 мм, но на склонах Тавра местами превышает 750 мм. В самый знойный летний месяц средние температуры колеблются от 23 С в Стамбуле до 27 в Измире и 28 С в Адане, днем обычно поднимаясь до 3235, и ночью падая на 510 С. Средние значения самого холодного месяца составляют на побережье 49 С, а во внутренних районах 2 С.

Зимой в дневное время часто бывает солнечно и тепло, по ночам случаются заморозки. Семиаридный климат. Климат Анатолийского плоскогорья определяют как семиаридный. Летом относительно жарко, зимой холодно.

В летние месяцы воздух прогревается в среднем до 2024 С, повышаясь днем до 2732 и опускаясь ночью до 1015 С. Средние показатели января на несколько градусов ниже точки замерзания, причем ночью отмечаются морозы до 18 C и ниже. Годовая норма осадков не превосходит 500 мм, но, как правило, оставляет более 250 мм. Континентальный климат.

Такой тип климата характерен для Восточно-Анатолийского (Армянского) нагорья и отличается суровой и продолжительной зимой. На юге, в Диярбакыре, средняя январская температура составляет 1 С. В горах и на плоскогорье она снижается до 912 С, падая ночью до 18 С, а иногда до 40 С. Восточная Турция образует единственный в стране район, где земледелие в зимний период практически невозможно.

Лето сухое и жаркое: в среднем столбик термометра показывает 1825 С, но при этом наблюдаются значительные перепады суточных температур. В высокогорных местностях заморозки бывают даже летом. Восточная часть страны в целом получает достаточно атмосферных осадков; их среднегодовое количество меняется, в зависимости от местоположения и экспозиции склонов, от ок. 380 мм до 760 мм.

На шесть холодных месяцев приходится, как правило, больше осадков, чем на остальное полугодие. Водные ресурсы. Турция обладает значительными гидроэнергетическими ресурсами. Исключение составляет лишь Анатолийское плоскогорье.

Однако использование водных запасов затрудняют сложные климатические и геоморфологические условия, равно как недостаточно высокий уровень развития национальной экономики. Бльшую часть атмосферных осадков получают высокогорные районы Турции, в основном в виде снега, и это помогает круглогодично питать весьма густую гидрографическую сеть и пополнять резервуары подземных вод. Лишь меньшая часть страны (Анатолийское плоскогорье) имеет внутренний сток; ее отличают пересыхающие в сухое время года реки и соленые озера. Поскольку, за исключением Черноморского побережья, осадки распределяются в течение года крайне неравномерно, большинство рек имеют весенний максимум стока.

В период, когда влага более всего необходима для произрастания летних культур, поверхностный сток уменьшается до минимума осенью перед началом холодного сезона дождей. В южной Анатолии, и без того получающей недостаточно осадков, положение усугубляется широким распространением пористых известняков. Наиболее крупные реки бассейна Черного моря Кызылырмак (1355 км), Сакарья (824), Ешильырмак (519 км), Чорух (466 км). Из рек, впадающих в Мраморное море, наиболее крупная Сусурлук или Симав (321 км).

К бассейну Эгейского моря относятся следующие сравнительно крупные реки: Гедиз (401 км), Бюйюк Мендерес (307 км), Кючюк Мендерес (175 км), и Мерич (Марица). Из общей протяженности последней 490 км 211 км нижнего течения служат границей между Турцией и Грецией. Значительные реки бассейна Средиземного моря Сейхан (560 км), Джейхан (509 км). На территории Турции берут начало реки Евфрат и Тигр, впадающие в Персидский залив.

Из общей протяженности первого 2800 км на территорию Турции приходится 1263 км. Из общей протяженности русла второго (1900 км) на территорию Турции, в пределах которой река называется Диджле, приходится 523 км. Кроме того, на территории Турции находится истоки впадающей в Каспийское море Куры (протяженность русла в пределах Турции 150 км), а также ее крупнейшего притока Аракса (из общей протяженности русла в 1059 км на территорию Турции приходится 548 км). На территории Турции имеется порядка 50 озер, наиболее крупными из которых являются соленые озера Ван (3713 кв.

км) и Туз (1500 кв. км), а также пресные озера Бейшехир (656 кв. км), Эгридир (468 кв. км) и Изник (298 кв.

км). В результате активного гидростроительства, особенно на реках Евфрат и Тигр, на территории современной Турции сооружено порядка 70 водохранилищ, крупнейшими из которых являются водохранилище им. Ататюрка (817 кв. км), Кебан (675 кв.

км) и Каракая (298 кв. км). Почвы. Наиболее плодородные почвы, содержащие необходимые для роста растений минеральные вещества и гумус, расположены в поймах и дельтах рек.

Почвы остальной части Турции в основном испытывают недостаток элементов питания растений. Самые мощные и продуктивные аллювиальные отложения сформированы реками Большой Мендерес, Гедиз, Сейхан, Джейхан, а также реками равнины Анталья. В горах и на землях каменистых плоскогорий развиты маломощные скелетные почвы, относительно малоплодородные и легко подверженные эрозии. Их распашка оправдана только в наиболее удачно расположенных местностях.

Сведение лесов и интенсивный выпас коз, продолжавшиеся в течение столетий, ухудшили состояние почвенного покрова в горах. В результате интенсивного поверхностного стока и чрезмерной эрозии большая часть верхнего плодородного слоя смыта, и на поверхность выходит тонкий щебнистый горизонт. На выположенных участках плоскогорий развиты степные почвы (буроземы и черноземы), часто весьма продуктивные, что отчетливо проявляется при наличии достаточного увлажнения. Без искусственного орошения на них могут выращиваться озимые зерновые культуры, в частности пшеница и ячмень.

Почвы Средиземноморской области характеризуются средней мощностью и умеренным плодородием. Однако при противоэрозийном террасировании склонов, а также на равнинных землях они дают хорошие урожаи, особенно таких типично средиземноморских культур как маслины, инжир и виноград. Растительный мир. Флора на территории Турции, которая с глубокой древности обжита человеком, сохранила свой первоначальный характер только в труднодоступных высокогорьях.

Средиземноморский тип. Средиземноморская растительность характерна для южного побережья (Эгейское море) и окрестностей Мраморного моря; восточнее Дарданелл она постепенно переходит в сообщества понтийского типа. На низких высотах растительный покров состоит из низкорослых деревьев, кустарников, множества колючих и луковичных видов. Наиболее развитые сообщества этого типа, так называемый маквис, образованы вечнозелеными дубами, соснами, лаврами.

Шире распространены в средиземноморской зоне Турции занимающие более тощие почвы гаррига и фригана, которые считают стадиями антропогенной деградации маквиса. В гарриге еще сохраняются деревья, но преобладают кустарники и травы, фригана беднее по флористическому составу и представляет собой заросли колючих кустарников. Выше по склонам, как результат улучшения условий увлажнения, располагаются низкоствольные склерофильные леса из вечнозеленых и листопадных деревьев с подлеском из высоких кустарников. Степной тип.

Степная растительность, в которой доминируют различные злаки, характерна для семиаридных областей Анатолийского плоскогорья и Восточно-Анатолийского (Армянского) нагорья. В более влажных их местностях может развиваться сплошной покров из трав высотой 1545 см; там, где суше, травостой разреженный, распадающийся на отдельные дерновины. Деревья и кустарники встречаются только вблизи воды, главным образом вдоль рек и ручьев. Во время летней засухи растительность не вегетирует, и в ландшафте преобладают бурые тона; с началом сезона дождей степь зеленеет и покрывается яркими цветами.

Нижняя часть горных склонов занята сообществами паркового типа из отдельно стоящих деревьев (можжевельника, рожкового дерева, дуба, боярышника), поднимающихся над нижним ярусом из злаков, кустарничков и разнотравья. Понтийский тип. Понтийские горы к востоку от Синопа, где кончается переходная к средиземноморской растительность, поросли самыми густыми и наиболее ценными с хозяйственной точки зрения лесами. В них доминируют листопадные широколиственные породы: клен, грецкий орех, дуб и лещина.

Альпийский тип. Альпийская растительность, состоящая из низкотравья и кустарничков, покрывает высокогорья выше границы распространения леса. Особенно развита она на востоке, где зимы длинные и холодные, а деревья встречаются только в защищенных долинах. Альпийские луга важный кормовой ресурс для отгонного скотоводства, особенно весной и летом.

Турции представляет особый интерес, поскольку ее территория, находясь на стыке Европы и Азии, становится местом встречи и сочетания различных фаунистических элементов обоих частей света. В целом преобладает азиатское влияние. Основные хищники рысь, волк, медведь, лисица и шакал; самые крупные травоядные газель, олень и дикий кабан. Характерны разнообразные грызуны.

Из крупных птиц обычны фазан, куропатка, аист и несколько видов грифов. Демография. Первая перепись населения, проведенная в Турецкой Республике в 1927, зарегистрировала 13 648 тыс. жителей, показатели 1950, 1990, 2000 равнялись соответственно (тыс.

человек): 20 947, 56 473, и 67 803. Годовой демографический рост, который составлял, следовательно, в среднем 1,9% в период с 1927 по 1950 и 2,5% с 1950 по 1990, снизился до 1,8% в период с 1990 по 2000 и до 1,6% за первые три года 21-го столетия. Плотность населения 85 чел. на квадратный километр (2001).

Рождаемость в 2002 составляла 21,3 на 1000, смертность 7,0, детская смертность 39,4 промилле. Половая структура населения характеризуется устойчивым преобладанием численности мужчин над численностью женщин, отношение первой ко второй в 2001 составило 101,9%. Отличительной особенностью возрастной структуры является высокий удельный вес лиц дорабочего возраста (014), составлявший в 2000 30%. Однако данный показатель постепенно снижается в начале 90-х он превышал 35%.

Сравнительной невысокой, несмотря на постепенное повышение средней продолжительности жизни (68,5 лет в 2002 против 45 в 1955), остается доля лиц послерабочего возраста (после 65) 5,6%. Этнический состав. В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии.

Начиная приблизительно с 2000 до н. э. , когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Тюркские корни. Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.

). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в.

тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства.

Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.

Курды. Курды являются крупнейшей этнической группой, которая, проживая на территории Турции, избежала тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной и Юго-Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой.

После действовавшего в районе их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. До последнего времени ее основным инструментом считалось ускорение социально-экономического развития районов компактного проживания курдов, например, проект Юго-Восточной Анатолии, предусматривающий комплексное развитие региона на основе реализации масштабных гидроэнергетических проектов. В начале 2000-х в ходе активизации подготовки Турции к началу переговоров о полноправном членстве в ЕС курдам был предоставлен ряд дополнительных прав.

В декабре 2003 вступил в силу закон, позволяющий получать образование на языках национальных меньшинств и диалектах. В результате в стране были организованы частные курсы курдского языка, а 6 частных школ начали преподавание на курдском языке, однако ученики этих школ должны быть старше 15 лет, то есть они должны сначала получить основное образование. В Конституцию страны были внесены поправки, снявшие запрет на использование других языков, кроме турецкого. В 2004 законодательные изменения, разрешившие передачи на языках национальных меньшинств, были внесены в теле- и радиовещание.

В июне 2004 первые передачи такого рода были транслированы государственной радиовещательной корпорацией. В июле 2004 был принят закон О компенсации потерь, понесенных в результате террористических действий. Этот закон предусматривает выплату компенсаций тем жителям юго-востока страны, которые понесли убытки в период после июля 1987. Однако принципы применения закона прописаны нечетко, что ограничивает возможности его использования.

См. также КУРДЫ И КУРДСКИЙ ВОПРОС. Армяне. В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и северо-восточной Турции.

Однако на своей исторической родине они были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему составляли большинство населения на землях к северо-востоку от р. Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки.

Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в. , когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и в надежде на помощь со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство учинило в 18941896 жестокую расправу, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Восточной Анатолии, подвергнув их насильственному переселению в район Месопотамии.

На территории современной Турции проживают также арабы, греки, лазы, черкесы (под этим этнонимом подразумеваются адыги, кабардинцы, ингуши, чеченцы, осетины и другие народы Северного Кавказа), евреи и другие этнические группы. Перепись населения 1965 г. была последней, которая включала сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан, что позволяло хотя бы приблизительно установить численность национальных меньшинств и этнических групп. В соответствии со ст.

66-й Конституции 1982 турками считаются все, кто связан узами гражданства с турецким государством. Иными словами, гражданство отныне официально определяет национальную принадлежность. К тому же дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Поэтому достоверно можно говорить лишь о том, что Турция многонациональная страна, на территории которой проживает свыше 25 национальных меньшинств.

По оценочным данным, их численность составляет 1315 млн. чел. Наиболее многочисленны курды (1012 млн. чел.

), значительно более малочисленную группу формируют арабы (1 млн. чел. ), остальные этнические группы насчитывают от десяти до нескольких сот тысяч человек. Язык.

Государственным языком Турецкой республики является турецкий. Он относится к тюркской семье языков, которая объединяет азербайджанский, башкирский, гагаузский, казахский, татарский, тувинский, туркменский, узбекский, чувашский, якутский и ряд других языков. Среди тюркских наиболее близки к турецкому языки юго-западной (огузской) группы, куда, кроме турецкого, входят азербайджанский, туркменский и гагаузский. Формирование турецкого языка связано с эпохой превращения тюркоязычных народов в отдельные нации.

В связи с несформированностью наций в предыдущие эпохи, народно-диалектная языковая среда с широким диапазоном ее постоянно изменчивых и вариативных реализаций была главенствующей формой существования языка. Носившие наддиалектный характер древние и старые письменно-литературные языки тюркских народов весьма эффективно воздействовали на нормообразующие процессы в диалектной среде. Особенностью письменно-литературного османского языка (15 середина 19 вв. ) была широкая ориентация на заимствования из арабского и персидского языков как слов, так и грамматических моделей.

Поэтому развитие собственно турецкой народно-диалектной среды в новотюркскую эпоху было вынуждено опираться на письменную фиксацию разговорных вариантов языка в виде тюрк-и басит (простого турецкого языка). В середине 19 в. в период широких государственных реформ началась работа по обновлению письменно-литературного языка и его сближению с языком народно-разговорным. Однако наиболее значимыми вехами с точки зрения реформирования турецкого языка явились предпринятые уже в условиях республиканской Турции меры по реформе алфавита (в 1928 был осуществлен переход на латинский алфавит) и по созданию Турецкого лингвистического общества (1932).

Оба начинания тесно связаны друг с другом, поскольку кардинальное обновление лексики турецкого языка было невозможно без реформы письменности. Реформа турецкого языка явилась уникальным экспериментом, видимо, не имеющим по своим масштабам аналогов в мировой практике языкового строительства. Ни в одном языке мира до той поры еще не наблюдалось столь быстрого и радикального искусственного изменения значительной части словарного фонда. Только за первые 34 года деятельности Турецкого лингвистического общества содержание собственно турецкой лексики в словарном составе турецкого языка увеличилось с 43 до 58%.

Активное языковое строительство продолжается и в настоящее время, развиваясь по пути создания новой терминологии, позволяющей выражать новые понятия в условиях современной информационно-технической революции. В то же время следует иметь в виду и противоположные тенденции если не к сохранению определенных пластов старой лексики, то к ее использованию одновременно с неологизмами. Поэтому пока турецкий остается языком с чрезвычайно большим количеством абсолютных (полностью равнозначных) синонимов. Столь бурному развитию лексической системы свойственны и определенные отрицательные стороны, в частности, разрыв в культурной преемственности между поколениями: современная турецкая молодежь не может читать в оригинале литературные произведения не только 19.

, но и произведения многих турецких писателей 3040-х 20 в. Религии. Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами. Турки исповедуют ислам суннитского направления.

В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб. Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается. Православная греческая церковь Турции представлена патриархатом, болгарская экзархатом с резиденцией в Стамбуле.

Они подчинены Вселенскому Константинопольскому патриархату, который является высшей церковной инстанцией православных церквей других стран. Резиденция патриарха также находится в Стамбуле. Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь викарием Мардина.

Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле. Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула. Города. По данным всеобщей переписи населения 2000 около 65% населения Турецкой республики проживало в городах.

Еще в 1950 горожане составляли лишь четверть населения страны. Но именно в 50-х в стране активизировалась урбанизация в связи с началом широкомасштабного процесса механизации сельского хозяйства. Перепись 1985 впервые в истории Турецкой Республики зафиксировала преобладание численности городского населения над сельским (53% и 47% соответственно). Среднегодовые темпы роста городского населения в 90-е снизились до 2,8% против 5,4% в 80-е, но при этом остаются весьма значительными.

В 2003 в Турции насчитывалось по крайней мере 10 городов, численность населения которых превышала 1 млн. чел. : Стамбул (10 018), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на берегах Босфора; Анкара (4007), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна, 3370), важный порт на побережье Эгейского моря; Конья (2192), крупный промышленный, транспортный и культурно-религиозный центр, Бурса (2150), крупный промышленный и туристический центр, Адана (1849), важный промышленный город, центр ведущего сельскохозяйственного района страны, специализируется на переработке разнообразных видов сельскохозяйственного сырья (хлопка, масличных культур), имеет развитую строительную индустрию; Анталья (1719), крупнейший туристический и торговый центр, Ичель (бывш.

Мерсин, 1615), крупный портовый город, обслуживающий торговлю Аданы и района Аданской низменности; Диярбакыр (1362), крупнейший промышленный и транспортный центр на юго-востоке страны; Газиантеп (1265), еще один быстро развивающийся промышленный центр на юго-востоке страны. География размещения наиболее крупных городов на территории Турции позволяет говорить о преодолении ранее характерного для нее тяготения процесса урбанизации исключительно к западной части страны. Ныне по мере реализации проекта Юго-Восточной Анатолии и развития промышленности региона быстро растет число его городских жителей. Одновременно в ареал интенсивно протекающих процессов урбанизации оказалось вовлеченным средиземноморское побережье Турции, что следует связывать с новой стратегией экономического развития страны, в рамках которой было придано особое значение росту экспорта товаров и развитию услуг, в том числе туристических.

Турецкая Республика унитарное государство со смешанной формой правления (в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует конституция, принятая в 1982. Действующая конституция представляет собой третий основной закон, принятый за время существования республики. Первая конституция 1924 провозглашала, что суверенитет принадлежит народу и создавала такую структуру управления, при которой почти вся власть была сосредоточена в руках однопалатного законодательного органа Великого национального собрания.

Депутаты Великого национального собрания получали от электората полномочия на четырехлетний период и сами на тот же срок избирали президента, который как глава государства, в свою очередь, назначал премьер-министра и правительство. Конституция провозглашала независимость судебной системы и гарантировала права и свободы граждан. Новая конституция, одобренная на всенародном референдуме 9 июля 1961, содержала несколько важных поправок. Были расширены основные права и свободы граждан, включая свободу убеждений, печати и публичных выступлений и гарантии равенства для немусульман.

Парламент теперь состоял из двух палат: Сената и Национальной палаты, которая могла преодолеть вето Сената 2/3 депутатских мандатов. Президент избирался сроком на 7 лет 2/3 голосов обеих палат; после избрания он был обязан покинуть ряды своей партии и оставаться вне политики. В 1971 в конституцию 1961 были внесены поправки, ограничивавшие политические свободы и права граждан. Конституция 1982 вступила в действие после ее принятия на общенародном референдуме в ноябре того же года.

Действующая конституция 1982 состоит из преамбулы и семи частей. В преамбуле и первой части конституции (ст. 111) провозглашаются основные принципы государственного устройства страны: республиканская форма правления, объявление республики демократическим, светским, социально-правовым государством, принадлежность суверенитета нации, верховенство конституции, независимость законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга. Вторая часть (ст.

1274) посвящена личным, социально-экономическим и политическим правам граждан, а также гарантиям этих прав. В третьей части (ст. 75160) регламентируется компетенция законодательной, исполнительной и судебной властей, определяется порядок избрания органов власти парламента, президента и совета министров; излагаются нормы, касающиеся введения чрезвычайного положения и состояния войны, формирования органов местного самоуправления. В четвертой части (ст.

161173) освещаются финансовые и экономические вопросы. В пятой части (ст. 174) перечисляются законы, которые были приняты в 19241934 с целью закрепления светского характера государства. В шестой части зафиксированы временные положения, устанавливающие порядок перехода от временного военного режима к представительной демократии.

Седьмая часть (ст. 175177) содержит заключительные статьи, устанавливающие порядок изменения Конституции, а также условия вступления в силу основного закона. Конституция Турецкой республики включает статьи и положения, которые не могут быть изменены и по которым запрещено выдвигать законодательные инициативы. К числу таковых относятся положения о том, что: Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством; Турецкое государство, страна и нация единое неделимое целое; Положения о национальном флаге, гимне и столице Анкаре.

Все прочие статьи конституции могут быть изменены, если поправка будет принята большинством в три пятых голосов парламентариев, поданных в ходе тайного голосования. По состоянию на 2004 в конституцию 1982 поправки вносились 9 раз. Основная их часть направлена на обеспечение основных прав и свобод граждан, на совершенствование демократической системы в Турции в русле унификации с правовыми системами Западной Европы, основывающимися на Европейской Конвенции о правах человека. В октябре 2001 парламент внес поправки, которые осложнили процесс роспуска политических партий; ограничили срок содержания под стражей задержанных и арестованных лиц; расширили права граждан в сфере свободы мысли, слова, вероисповедания.

Вход в жилища граждан, обыск и конфискация имущества отныне допускаются лишь на основе ордера; отменена смертная казнь за исключением преступлений, связанных с терроризмом или совершенных в условиях войны; за гражданами признано право создания ассоциаций, на проведение собраний и митингов, право на справедливый суд; за иностранными гражданами признано право на подачу обращений в судебные инстанции на основе принципа взаимности. В мае 2004 в конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми принцип равноправия между мужчиной и женщиной стал конституционным, а государство приняло на себя обязательство гарантировать его соблюдение; в целях обеспечения свободы прессы было внесено положение, запрещающее конфискацию имущества и закрытие издательских домов по обвинению в том, что они стали орудием преступления; в случае несоответствия национального законодательства по вопросам прав человека положениям международных договоров признавался приоритет последних; генеральный штаб лишился права на избрание одного члена Совета высшего образования. Отмена смертной казни повлекла отмену статьи конституции Суды государственной безопасности, которые являлись инстанцией, приговаривавшей к высшей мере наказания. Принципы государственного управления.

Законодательная функция в Турции принадлежит однопалатному парламенту (меджлису) Великому национальному собранию Турции (ВНСТ) из 550 депутатов. Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров. Глава государства президент республики. Согласно конституции он олицетворяет собой единство и неделимость страны и нации.

Президент наделен широкими полномочиями в области исполнительной, законодательной и судебной власти. В законодательной области он наделен полномочиями созывать на внеочередное заседание меджлис, распускать его и назначать новые всеобщие выборы, утверждать принятые парламентом законопроекты и публиковать их, а при необходимости возвращать их на доработку в меджлис, выносить на референдум законопроекты, связанные с внесением поправок в конституцию, обращаться в конституционный суд с требованием пересмотра законов и постановлений, если они противоречат конституции. В области исполнительной власти президент имеет следующие полномочия: назначает премьер-министра и принимает его отставку, по представлению премьера назначает министров, направляет турецких послов в иностранные государства и принимает представителей иностранных государств, аккредитованных в Турции, утверждает международные договора и соглашения, утверждает постановления правительства, объявляет амнистию некоторым категориям заключенных, назначает начальника генерального штаба, членов Совета государственного контроля. В области судебной власти полномочия президента ограничены назначением членов судов высшей инстанции и генерального прокурора республики.

Конституция Турции предусматривает создание при президенте учреждений, фактически не ответственных перед законодательной и исполнительной властями: Совета национальной безопасности (СНБ) и Совета государственного контроля (СГК). В состав СНБ, возглавляемого президентом, до недавнего времени входили премьер-министр, начальник генерального штаба, министры национальной обороны, внутренних и иностранных дел, командующие различными видами войск. Рекомендации СНБ по вопросам, связанным с национальной безопасностью, угрозой целостности и неделимости страны и охраной правопорядка, направляются правительству, которое уделяет им приоритетное внимание. В свете принятых в октябре 2001 конституционных поправок, направленных на предотвращение практики неконституционного вмешательства военных в жизнь общества, была расширен гражданский состав СНБ: в него вошли три заместителя премьер-министра и министр юстиции.

Помимо этого, более строго был очерчен круг его полномочий. Состав СГК подбирается и назначается президентом. Глава государства использует этот орган для контроля за деятельностью важнейших звеньев государственного аппарата. Кроме того, по поручению президента СГК осуществляет контроль и проверку организаций, учреждений и предприятий со смешанным государственным и частным капиталом, профессиональных общественных организаций, профсоюзов и др.

По сложившейся традиции президент назначает лидера победившей на выборах партии премьер-министром, а рекомендуемых последним лиц министрами. Конституция Турции не предоставляет Совету министров права самостоятельно издавать нормативные акты. Однако ограниченность его прав является лишь кажущейся, так как правительство инициирует издание множества постановлений по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики, которые подписываются президентом и соответствующими министрами. К органам исполнительной власти приравнены Совет высших учебных заведений, профессиональные организации, имеющие государственный статус, и некоторые другие государственные организации и учреждения.

Выборы в Великое национальное собрание Турции. В настоящее время избирательное право в Турции регулируется ныне действующей конституцией, принятой в 1982, а также законом о выборах от 10 июня 1983. Избирательная система включает в себя элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем подсчета голосов. Сочетание этих элементов подобрано таким образом, чтобы создать наибольшие преимущества для крупных политических партий, что должно содействовать формированию однопартийных правительств, обеспечивая тем самым стабильность турецкой политической системы.

Согласно конституции 1982 выборы являются свободными, прямыми, равными, тайными, одноступенчатыми, всеобщими, при открытом подсчете и учете голосов и проводятся под судебным надзором и руководством (ст. 67). Турецкие граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, имеют право избирать и участвовать во всенародных референдумах. Голосовать на всеобщих выборах не могут солдаты и унтер-офицеры действительной службы, военные курсанты, арестованные и осужденные, содержащиеся в местах заключения.

Для депутатов предусмотрен более высокий возрастной ценз, чем для избирателей 30 лет. Выборы в Великое национальное собрание Турции (ВНСТ) проводятся один раз в пять лет. В случае, если в парламенте освобождаются депутатские места, могут проводиться промежуточные выборы. Выборы в Турции проводятся под общим руководством и контролем Высшей избирательной комиссии.

По всем вопросам выборов, по жалобам и протестам решения Высшей избирательной комиссии окончательные и обжалованию не подлежат. Закон о выборах от 10 июня 1983 ввел в избирательную систему два дополнительных барьера. Первый из них общий барьер состоит в том, что политическая партия, не набравшая на выборах 10% всех действительных голосов по всей стране, не получает депутатских мандатов (даже если она одержала победу в одном или нескольких округах). Второй барьер действует внутри каждого избирательного округа.

Все поданные в данном округе действительные голоса делятся на число депутатских мандатов, установленное для этого округа, полученное количество становится барьером (ст. 33, 34). Среди политических деятелей Турции, которые наиболее длительное время находились на посту премьер-министра, следует назвать И. Иненю, С.

Демиреля, А. Мендереса, Б. Эджевита, Т. Озала.

При этом И. Иненю, Т. Озал и С. Демирель впоследствии занимали пост президента республики.

Выборы президента республики. Президент республики избирается двумя третями голосов полного состава членов Великого Национального Собрания Турции путем тайного голосования на семь лет без права повторного переизбрания. Президент может быть избран и не из числа депутатов, для этого необходимо письменное согласие 1/5 депутатского корпуса. Кандидат в президенты должен быть не моложе сорока лет, иметь высшее образование и обладать правом быть избранным в парламент.

Конституция предписывает, что президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к партийному составу парламента. Выборы президента начинаются за тридцать дней до истечения срока его полномочий либо спустя десять дней после освобождения поста президента и завершаются в течение тридцати дней с даты начала выборов. Если в ходе двух первых туров голосования не удается обеспечить большинство голосов в две трети полного состава членов, проводится третье голосование. Избранным на пост президента считается кандидат, получивший в третьем туре голосования абсолютное большинство голосов.

Если и в этом туре такого большинства не удается достигнуть, назначается четвертый тур; если и в этом туре кандидат в президенты не наберет абсолютного большинства голосов, то в этом случае несговорчивый парламент распускается и проводятся новые выборы в ВНСТ (статья 102). Местное управление. В административно-территориальном отношении Турция делится на 81 иль (провинцию): Адана, Адияман, Афьен, Агры, Аксарай, Амасья, Анкара, Анталья, Ардахан, Артвин, Айдын, Балыкесир, Бартын, Батман, Байбурт, Биледжик, Бингель, Битлис, Болу, Бурдур, Бурса, Ван, Газиантеп, Гиресун, Гюмюшхане, Денизли, Диярбакыр, Дюздже, Зонгулдак, Ичель, Игдир, Испарта, Истанбул, Измир, Йозгат, Кахраманмараш, Карабюк, Караман, Карс, Кастамону, Кайсери, Килис, Кырыккале, Кыркларели, Киршехир, Каджаэли, Конья, Кютахья, Малатья, Маниса, Мардин, Мугла, Муш, Невшехир, Нигдэ, Орду, Османийе, Ризе, Сакрья, Самсун, Сиирт, Синоп, Шанлы, Урфа, Ширнак, Сивас, Текирдаг, Токат, Трабзон, Тунджели, Ушак, Хаккари, Хатай, Чанаккале, Чанкыры, Эдирне, Элязыг, Эрзинджан, Эрзурум, Эскишехир, Ялова. В российской туркологической литературе система местной администрации оценивается как построенная на началах бюрократического централизма и строгой иерархии.

В качестве аргумента приводится, например, тот факт, что полнота власти в иле принадлежит вали (губернатору). Его кандидатура выдвигается министерством внутренних дел, а назначается решением Совета министров и утверждается президентом. В число основных функций вали входит проведение политической линии государства, выполнение постановлений и решений правительства. Турецкие источники утверждают, что в стране принята не модель унитарного государства с централизованной единой структурой, а модель унитарного государства, опирающегося на местные администрации.

В качестве аргумента используется тот факт, что деятельность администрации, представляющей центральные исполнительные органы на местах, дополняется деятельностью общественной администрации Генерального совета (местного парламента), Постоянной комиссии совета и вали. Члены Генерального совета избираются населением. В крупных городах избираются муниципалитеты, возглавляемые мэром. Политические партии.

С 1961 и вплоть до прихода к власти военных в 1980 на политической сцене Турции доминировали Народно-республиканская партия (НРП) и Партия справедливости. НРП была основана в 1923 Мустафой Кемалем. Она находилась у власти в Турции до 1950 и придерживалась политики секуляризма и широкого государственного участия в развитии экономики (этатизма). Партия справедливости состояла в основном из бывших членов Демократической партии, которая правила страной с 1950 по 1960.

Как считается, в период ее правления в Турции была предпринята первая попытка либерализации экономики уменьшения степени государственного контроля над развитием внешней торговли, более активного привлечения иностранного капитала. По существу экономическая политика партии была сведена к форсированию темпов роста за счет более масштабного использования внешних источников финансирования, что привело Турцию к долговому кризису. НРП и ПС пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформированных ими правительств были коалиционными. Их устойчивость существенно снизилась во второй половине 70-х годов на фоне ухудшения экономической ситуации и разгула экстремизма в Турции.

Военный режим, пришедший к власти в 1980, запретил все политические партии и наложил запрет на участие их лидеров и бывших депутатов парламента в какой-либо политической деятельности. В 1983, во время подготовки к ноябрьским выборам в Великое национальное собрание, было разрешено создать три новые партии. Однако военные сохранили контроль над выборами. Из избирательной кампании были исключены авторитетные левая Социал-демократическая партия (СОДЕП) и правая Партия верного пути (ПВП) под предлогом, что они стали преемницами запрещенных Народно-республиканской партии и Партии справедливости.

В итоге на парламентских выборах 1983 соперничали лишь три партии: Национал-демократическая партия (НДП), получившая поддержку военных, умеренно-левая Народническая партия (НП) и консервативная, ориентированная на частное предпринимательство Партия отечества (ПО). По итогам голосования НДП оказалась на третьем месте, а абсолютное большинство мест в Великом национальном собрании получила ПО. Программа ПО декларировала, что партия является националистической, консервативной, берущей за основу экономику свободного рынка, базирующуюся на конкуренции. Программа ПО выступала против предпринимательской деятельности государства в обрабатывающей промышленности, указывая на необходимость ее ограничения инфраструктурой и такими отраслями, как горнодобывающая и энергетика.

Программа декларировала необходимость комплекса мероприятий в интересах мелких предпринимателей. В сфере внешней политики подчеркивалась принадлежность Турции в политическом, военном и экономическом планах к западному миру. В целом установки партии были направлены на объединение под ее крышей как можно большего числа избирателей с достаточно разными интересами и устремлениями. Лидер ПО Тургут Озал, экономист, который находился на посту заместителя премьер-министра по экономике в течение первых 21 месяцев правления военных, возглавил в декабре 1983 правительство страны.

Местные выборы, проведенные в 1984, в которых участвовали также СОДЕП и ПВП, продемонстрировали относительное увеличение влияния основных партий. ПО подтвердила свое положение ведущей политической силы в Турции, существенно оторвавшись от СОДЕП. Напротив, ПВП, НП и НДП выступили слабо. На местных выборах 1989 убедительную победу одержали Социал-демократическая народническая партия (СДНП создана в 1985 в результате слияния СОДЕП и НП) и ПВП.

В 1989 пост президента занял Тургут Озал. На выборах в Великое национальное собрание в 1991 ПО утратила свои позиции. В результате было сформировано коалиционное правительство из представителей ПВП и СДНП, а премьер-министром стал лидер ПВП Сулейман Демирель. В программе ПВП излагалась ее концепция верного пути.

Она включала такие положения как поддержка правового государства, демократического парламентского строя, национальных духовных и исторических ценностей. Целью партии объявлялось обеспечение экономического подъема, распространение благосостояния на низшие слои населения, ПВП выступала за экономическую систему, в рамках которой государство должно было поддерживать производство и основными законами которой являлись бы законы свободного рынка и конкуренции. В апреле 1993 после смерти Озала С. Демирель был избран президентом.

Его преемником на посту председателя Партии верного пути стала Тансу Чиллер первая женщина-премьер Турции. На выборах в декабре 1995 относительное большинство мест в Великом национальном собрании получила происламская Партия благоденствия. Основными целями партии провозглашались верховенство национальной воли, свобода мысли, религии, совести, национальное единство, развитие на основе взаимной выгоды отношений со всеми странами, в первую очередь соседями и союзниками (по исламскому миру). Принцип лаицизма (светскости) трактовался как принцип, действие которого обеспечивает свободу совести и религиозных верований.

В основе экономических воззрений партии лежала идея поиска дополнительных источников финансирования в национальной экономике и отказ от использования внешнего, в первую очередь, западного финансирования при одновременном снижении налогов. Это являлось откровенно популистской и не осуществимой на практике схемой. Одновременно объявлялось о сохранении приверженности рыночным принципам. Стремясь предотвратить приход ПБ к власти, Чиллер пошла на блок с Партией отечества, согласившись на ротацию поста премьер-министра с руководителем этой партии Месутом Йылмазом.

Однако трения между двумя лидерами и обвинения в коррупции, выдвинутые против Тансу Чиллер, вскоре привели к падению правительства. К июню 1996 возникла новая коалиция между Партией верного пути и Партией благоденствия, а премьер-министром стал глава последней Неджметтин Эрбакан. После его отставки под давлением военных правительство, в которое, помимо членов Партии отечества, вошли представители еще двух небольших партий, вновь возглавил Йылмаз.



Добавить комментарий

© 2018 Путешествия, туризм, отдых, куда рвануть в отпуск
Все права защищены и охраняются законом. Свободное некоммерческое использование материалов boyslikeit.ru допускается только при условии указания авторства, с полным указанием названия boyslikeit.ru и активной ссылкой на boyslikeit.ru, обязательной для каждого взятого текста